Для декорирования предметов нанесением орнамента, рисунка или фотографии более привлекательным является способ непрямой трафаретной печати.
Сублимационный метод печати (непрямой) представляет из себя перенос картинки сначала на заготовку, а только с нее на предмет. При этом твердые специализированные чернила на предварительном материале при нагреве и давлении преобразуются сразу в газообразные, не успевая перейти в жидкость. Процессу сублимации способствует нагревание, а температурой сублимации называют температуру, при которой твердое вещество превращается в газообразное. Такой способ переноса изображения назван термотрансферной непрямой печатью.
Сегодня широко применяются методы непрямой и переводной печати. На рисунке 1 Вы увидите главный технологический процесс непрямой трафаретной печати, состоящий из двух основных этапов:
1. Картинка формируется на нужном материале, который является для него промежуточной основой. Таким материалом может быть специальная бумага, полимерная пленка или пластик.
2. Изображение с промежуточной подложки переносится на поверхность готового изделия.
Рисунок 1. Общая технологическая схема методов печати (непрямых)
В сравнении с методом прямой печати, этот способ экономически более затратный и более трудоемкий, но конечный результат, получаемый при непрямом методе, имеет превосходящий эффект. Достоинством данного метода является возможность переносить рисунки на поверхности предметов, имеющих не стандартные плоские габариты, а изогнутую или искривленную форму. На фарфоровую и стеклянную посуду, например, не может быть нанесен рисунок прямой печатью на принтерах, а только с использованием метода горячей декалькомании. Он применяется в специализированном оборудовании, которое имеется не на всех предприятиях. Но если приобрести подложный материал с нужным изображением, наложить рисунок в требуемом месте, то для второй стадии процесса термопереноса вполне можно воспользоваться имеющимся аппаратом для запечатывания пластика и бумаги.
Для небольших объемов работ либо компаниям, которым требуется нанесение изображений на свою продукцию, листы с готовыми переводными рисунками на бумажном носителе свободно можно заказать на предприятии, занимающимся трафаретным производством. Доставка их тоже не представляет трудности, так как сложенные и упакованные блоки с нанесенной краской приспособлены для комфортного перемещения. Для этого лишь необходимо соблюдение некоторых норм хранения.
В отличие от прямой печати, допустим, на ткани, печать на бумаге для сублимации позволяет получить качество более высокого разрешения, поэтому рисунок на предмете получается ярче, красочней и реалистичнее.
Для осуществления сублимационной печати используются специализированные чернила, которые имеют состав, способный, оставаясь на бумаге даже долгое время, сохранять свои способности при резком высокотемпературном воздействии, проникать вглубь материала в газообразном состоянии. Изображение должно быть напечатано такими чернилами на плотной бумаге (130–150 г/м2), тогда не обязателен на ней специальный верхний слой. В связи с чем при переносе необходим достаточно плотный контакт между листами бумаги и поверхностью (для декорирования) с помощью давления, а также температура сублимации должна быть создана по всей площади изображения. На нижеприведенных диаграммах (рис. 2) Вы увидите параметры, которые влияют на термоперенос. Из данных диаграмм можно понять, что применяемое давление PTr, а также температура TTr в течение времени контакта tk (tk = tx — t0) являются постоянными. Поэтому для термопереноса можно применять ротационные каландры либо плоские термопрессы.
Рисунок 2. Изменение удельного давления и температуры в течение времени контакта при осуществлении сублимационного термопереноса:
PF — удельное давление; PTr — давление, необходимое для переноса;
T — применяемая температура; TTr — температура окружающей среды;
TM — температура материала; t0 — начало переноса; tx — окончание процесса переноса
Печать методом сублимационного переноса имеет и свои недостатки. Так как красители закрепляются только на материале с полимерным слоем, состав ткани должен быть полусинтетическим (не менее 65% полиэфирного волокна). Хлопок не может взаимодействовать с краской, он не подвержен запеканию микрочастиц, поэтому чем больше в ткани натурального элемента, тем быстрее картинка осыплется с ткани. При переносе изображений на стекло, дерево либо металл, их требуется обработать грунтовочным двухкомпонентным лаком Subliсоаt, основывающимся на акрилполиуретановых композициях. Его напыляют или наносят трафаретным способом перед сублимацией.
Еще один существенный недостаток, это то, что окрашиванию подлежат лишь светлые ткани. Так как чернила проникают внутрь слоя и волокон текстиля, создавая рисунок не сверху, а внутри поверхности. Образующийся слой красителя на волокнах, получается настолько тонким, что не способен произвести значительный кроющий эффект. Но зато ткани, на которые нанесен сублимационный рисунок, остаются эластичными, не подвержены деформации, а сама картинка сохраняет первоначальные свойства и яркость в течение всего времени использования.